Александр Храмов - Официальный сайт
Цитата
Александр Храмов

Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру

Концепция теистического эволюционизма (ТЭ), согласно которой Бог сотворил органический мир посредством эволюционного процесса, сегодня разделяется большинством христианских мыслителей, пытающихся найти компромисс между религией и современной наукой. В настоящей статье рассматривается история этой идеи. Ее можно разделить на два периода. Первый период продлился с 1870‑х по 1940‑е годы и проходил под знаком антидарвинизма. В это время приверженцы ТЭ пытались показать, что естественного отбора недостаточно для появления сложных форм жизни и прогрессивный ход эволюции возможен лишь благодаря вмешательству Бога. Однако в середине XX века после создания синтетической теории эволюции все недарвинистские построения, на которые ранее опирались приверженцы ТЭ, были изгнаны из биологии. Это положило начало второму этапу в развитии ТЭ. Исходя из неодарвинистского понимания эволюции, в которой ключевую роль играет естественный отбор, отсеивающий случайные генетические мутации, сторонники ТЭ переосмыслили характер божественного воздействия на живую природу. Тем не менее ТЭ в ряде основополагающих пунктов остался неизменным: во второй половине XX века его сторонники, как и на первом этапе, продолжали подчеркивать имманентность Бога миру, отвергая традиционное христианское учение о грехопадении и искуплении. Несмотря на серьезные противоречия с христианским вероучением, ТЭ продолжает рассматриваться как безальтернативная модель примирения христианства и эволюционной биологии, что, возможно, объясняется особенностями западнохристианской богословской традиции, восходящей к блаж. Августину.
 
 
Храмов А. Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). C. 84-109.